История

Творческий коллектив Мордовской государственной филармонии «Арсема» («Мечта») был создан в 2004 году. Вместе со своим художественным руководителем Николаем Спиркиным участники группы мечтают о сохранении и приумножении богатых музыкальных традиций Мордовии.

«Серебряный голос» солистки ансамбля, солистки Мордовской Государственной филармонии, народной артистки Республики Мордовия Нины Спиркиной - ее талант и мастерство получили достойную оценку на самом высоком профессиональном уровне, свидетельства тому – почетные звания лауреата первой премии на Международном конкурсе «Лицо Евразии – 99» и Всероссийском конкурсе национальной песни (номинация «сольное пение», 1999), а так же диплом Всемирных Дельфийских Игр (2000). Но самая главная награда и оценка творчества Нины Спиркиной – любовь и признание слушателей….

Выпускница Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова совершенствовала свое вокальное мастерство во Всероссийской Творческой Мастерской Эстрадного искусства имени Л. Маслюкова в классе И.М. Болотиной и А.И. Стрельченко. Творческой колыбелью для певицы был фольклорный ансамбль «Келу», а бесценным даром судьбы – общение с замечательным музыкантом, фольклористом и композитором, создателем и руководителем этого ансамбля Г.И. Сураевым-Королевым, который помог  певице постичь глубинные традиции мордовского песенного искусства.

Сольная карьера певицы открыла новые возможности для расширения ее репертуара. Вместе с любимыми песнями родной земли («Эрзянь Авась»,«Пичень кудня») Нина Спиркина стала исполнять русские народные песни,  («По Муромской дорожке», «Окрасился месяц багрянцем», «Как во этом во дому», «Дружок тайный»), произведения мордовских и российских авторов. Многие композиторы пишут специально для певицы (В. Темнов – Г. Териков, «Памяти Лидии Руслановой…») она с любовью открывает страницы музыкальной истории, исполняя в новом интересном прочтении песни Г. Павлова  («Акша сёрал»)   и известной сказительницы С. Люлякиной (Эрзянь карьть»). Тембровое богатство, звонкость, гибкость и подвижность голоса, множество эмоциональных оттенков отличает исполнение Нины Спиркиной в любой песне, но особенно, когда голос «остается один на один» со слушателем – без сопровождения (А. Зацарный - М. Грузинова, «Закружило бабье лето»).

Певица прекрасно выступает на лучших концертных площадках г. Москвы (Колонный Зал Дома Союзов, Московский Государственный Театр Эстрады, Дом Кино), гастролирует не только по России, но и за  рубежом (Польша, Финляндия, Германия, Швейцария).

Успеху певицы способствует плодотворный союз (творческий и семейный) с её бессменным аккомпаниатором, прекрасным музыкантом, заслуженным работником культуры Республики Мордовия Николаем Спиркиным. Многие годы его деятельность была связана с ансамблем «Келу», где он работал баянистом, а позже – художественным руководителем (1981 - 2000). Стремление к реализации новых творческих идей привело Н. Спиркина к созданию  группы «Арсема». Коллектив успешно имеет четыре концертные программы: «Фестивальная», «Памяти Лидии Руслановой…», «Популярная», «Край родной, навек любимый».

«Мордовская кадриль в четыре угла», «Барыня», «Финская полька» исполняет в концертной программе «Арсема» молодой танцевальный коллектив. Красивые и статные участники ансамбля - выпускники и студенты кафедры национальной хореографии Института национальной культуры Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. От народно-сценического танца до смелых и эффектных хореографических экспериментов – таков диапазон поисков балетмейстеров-постановщиков заслуженных работников культуры РМ, А. Бурнаева, Л. Березиной, Н. Атитановой,   а также И. Лобановой, Н. Макеевой. Артистов увлекает синтез аутентичной пластики и элементов современного  танца, хореография интересна оригинальными сценическими замыслами и неожиданными пространственными решениями.

Танцевальная группа с блеском исполняет «мордовский степ»-веселые дробушки («Пойдем, сноха, репу воровать»), «разыгрывает» мини-спектакль («Семилейские забавы»), и в то же время молодым интересен рэп, модерн («Параня»), стилизация экзотики соблазнительных восточных танцев («Арабский танец»).

В духе этнофутуризма сочетание «старины глубокой» – тембров народных инструментов мордвы (нюди, пайгонят, шавома), вкрапления подлинных народных мелодий и, одновременно, острых ритмов современной эстрады в инструментальных танцевальных композициях (автор Н. Спиркин).

Участники эстрадной группы «Арсема» мечтают о сохранении и приумножении богатых музыкальных традиций Мордовии… и успешно воплощают свои замыслы!

Ирина Галкина, кандидат искусствоведения